От изысканных романсов Николая Лысенко на лирическую поезию Тараса Шевченко до ярких и неожиданных прочтений поэтической классики в изложении известного экспериментатора-постмодерниста, нашего современника Валентина Сильвестрова существует целая плеяда украинских композиторов, в меньшей или большей степени причастны к созданию музыкальной Шевченкианы. ПО мнению музыкальных экспертов крупного портала muzalbom.ru,   корни этого явления - в искренней всенародной любви, ведь в каждом украинском доме вблизи святых икон всегда размещали портрет поэта и томик “Кобзаря”.

 

   В советские времена музыкальная Шевченкиана приобрела четкие черты государственной идеологии, что, скажем откровенно, значительно повредило восприятию самой поэзии Шевченко. Так случилось, что на заре независимости возникла общественная потребность восстановить истинный образ Кобзаря и первыми, кто это сделал, были молодые музыканты, в том числе и те, кто сгенерировал первый мощный взрыв “Червоной Руты” в Черновцах. Мятежная энергетика поэзии нашего Пророка была, конечно, наиболее близкой рокерам и бардам. Это движение, а собственно рок-Шевченкиана по-украински продолжается по сей день.
22 мая 2005-го года в Каневе на Площади Свободы состоялся грандиозный фестиваль “Кобзарь Forever”. Идея импрезы принадлежала известному поэту Владимиру Цибуле, который стремился максимально нетривиальным способом отметить день перезахоронения тела великого поэта. С этой целью были приглашены известные украинские группы, которые совмещают современную музыку и традиционный фольклор, а также имеют опыт переосмысления творчества Великого Кобзаря. Тогда достойно провести фестиваль помогла Украинская Народная Партия, а выдать диск - Фонд “Швейцарская культурная программа”. Среди первых, кто понял, насколько мощно и убедительно звучит поэзия Тараса Шевченко в контексте серьезной рок-музыки, была киевская формация “Кому Вниз”. Их композиция “Суботов” - это настоящий рок-шедевр, одна из немногих вершин украинской рок-сцены.
    У Андрея Середы нередко спрашивают про их далекий русскоязычный период, о резком переходе творчества на украинский язык. Он отвечает просто: каждый имеет свой путь к собственной идентичности. Для “Кому Вниз” он был легким и естественным. Здесь речь идет вовсе не о конъюнктуре, речь идет о своевременном включении в работу соответствующего родового ощущения - заговорили гены, те, что от деда-прадеда. Полноценно-аранжированный музыкальный образ “Суботов” приобрел накануне всеукраинского фестиваля “Червона Рута” в Черновцах в сентябре 1989. Примечательно, что попадание “Кому Вниз” на “Червону Руту” пролоббировали Тарас Петриненко и Анатолий Калиниченко - художественный руководитель фестиваля. Дело в том, что ребята опоздали на киевский отборочный тур, потому их слушали отдельно. Калиниченко вспоминает, что до сих пор помнит мурашки, которые пробегали по телу во время прослушивания песни “Суботова”. А через неделю в Черновцах произошел взрыв! В роскошном разнообразии голосов и стилей, где звезды рождались прямо на глазах, именно “Кому Вниз” с их монументальным острым роком казались яркими выразителями главной идеи “Червоной Руты-89”.

   Ни с чем нельзя было сравнить ощущения, когда на первых аккордах “Суботова” люди молча, все как один, поднимались со своих мест и стояли в течение звучания композиции, будто звучит гимн или молитва. Сегодня настоящим раритетом является альбом группы “1990”, изданный аудио фирмой ”Кобза”, где были зафиксированы мощные произведения, которые продолжили шевченкиану “Кому Вниз”: “Никита Швея”, “Разрытая могила”, “К Основьяненко”. За три года музыканты выдали на-гора еще один шедевр - “Не жалуюсь я на Бога”.

 

 

 
Баннер

Новых концертных дат нет